^Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Год волонтера

Год занятости РС(Я)

Версия для слабовидящих

169115
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
На этом месяце
На прошлом месяце
Все дни
131
246
1559
81526
4753
2797
169115

Ваш IP: 192.168.150.141
2018-02-24 12:24

Погода

Шаблоны Joomla здесь

Манифест о культуре: в Якутском агровузе прошли Уткинские чтения — 2017

23 марта 2016 г. в Якутске прошла научно-практическая конференция «Уткинские чтения — 2017». В проведении данного мероприятия организационную и материальную помощь оказало руководство ФГБОУ ВО «Якутская ГСХА» в лице ректора Ивана Слепцова.

 

В разработке и обсуждении избранного для конференции круга вопросов приняли участие порядка пятидесяти ученых, молодых исследователей, студентов ЯГСХА и СВФУ им. М.К. Аммосова и представителей общественности.

Работа конференции прошла в рамках следующих направлений:

  • Философия в пространстве современной национальной культуры, ее культурно-цивилизационное значение.
  • Этнопедагогика и педагогика на Северо-востоке России: современное состояние и перспективы развития.
  • Технологии современного духовного производства.
  • Традиции и инновации в ссузовском и вузовском образовании.
  • Язык и культура.

Участниками обсуждения было отмечено, что в настоящее время идеи К.Д. Уткина обновили исследовательскую оптику широкого спектра наук о культуре и человеке Севера, подняли на новый уровень систематизацию и генерализацию знания о культуре традиционного общества, о человеке в созданном им мире северной культуры, обеспечили теоретической базой развитие современных культурных практик и проектирование новых культурных форм и реалий во всём пространстве материальной, духовной и художественной культуры Республики Саха (Якутия).

Его творческая личность по сути символизирует важный этап завершения «Якутского просвещения», ставит логическую точку в основании изменившейся ментальности культуры, способной к саморефлексии, самоидентификации в широком культурном контексте общественного сознания. Ксенофонт Уткин осуществил культурологическую рефлексию по поводу состояния «ренессанса и оттепели в этнокультуре», завоевания этнической культурой позиции перехода от состояния премодерна к модерну в социокультурном пространстве российской действительности, став лично источником этого «этнокультурного ренессанса». Будучи погруженный в пространство указанного перехода, он стал живым проводником культурного бытия указанного процесса, ведя важную и объемную просветительскую и пропагандистскую работу в журналистике и публицистике.

Гуманитарные практики в его творчестве разносторонни, ибо отрывают поисковый горизонт мысли культуры о себе самой, предлагающей спектр гуманитарных инноваций для осмысления стремительных изменений ментального строя жителя Якутии. В этом аспекте деятельности он предложил новаторские подходы, широту взглядов и интуицию, наметив ориентиры и выявив в них проблемные задачи.

Ксенофонтом Уткиным положена локальная традиция усиления преобразовательного потенциала гуманитарных наук. Он реально стал новатором практического воплощения гуманитарных технологий на примере национального праздника ысыах, организованных им музеев и духовных центров, творческих произведений в сфере искусства и много другого.+

Научную и просветительскую деятельность Ксенофонта Дмитриевича Уткина можно назвать – рефлексией через призму культуры по поводу фундаментального разлома социальной реальности, поделившей ее на два типа. Вся его «разножанровая» творческая активность стала сознанием указанного пограничья со всеми вытекающими особенностями интересов и проблемных вопросов вырастающих на нем.

Ксенофонт Дмитриевич Уткин продолжил системообразующую работу о месте якутской ойкумены в пространстве мировой культуры, проделывая широкий компаративистский анализ с мифологическими и религиозными учениями Востока, решая двуединую методологическую задачу отхода от однобокости европоцентристского историко-культурного подхода и нахождения в якутской мифологии прото- и предфилософских оснований.

На конференции были представлены выступления, отражающие живой образ человека и ученого, его научные изыскания. Отметим лишь некоторых из докладчиков:

  • «В поисках Искомого» — Захарова Айталина Афанасьевна, руководитель Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия, заслуженный работник культуры РС (Я);
  • «О работе и творчестве профессора Ксенофонта Уткина» — Павлова Александра Иннокентьевна, профессор, директор ИДПО ЯГСХА;
  • «Семь тезисов к творческому вкладу К.Д. Уткина» — Пудов Алексей Григорьевич, руководитель ДЭПиГО, доцент ЯГСХА;
  • «Школа мудрости и педагогика Добра профессора К.Д. Уткина» — Гагарина Кюннэй Егоровна, к.п.н., руководитель Центра научно-методической и информационно-адаптивных технологий ГБПОУ РС (Я) «РТИП и МСРИ», лауреат государственной премии РС (Я);
  • «Поэт үрдүк анала» — Окорокова Варвара Борисовна, д.филол.н., профессор СВФУ им. М.К. Аммосова;
  • «Ыллыыр ырыабыт ылбаҕайын тухары…» — Калининский Алексей Кириллович, заслуженный работник культуры, композитор-мелодист, руководитель клуба «Дьуhуй»;
  • «Моя память о родном брате» — Уткина Татьяна Дмитриевна, Отличник образования РС(Я), почетный работник образования РФ, Почетный гражданин Нюрбинского улуса;
  • «Обобщение научного творчества К.Д. Уткина» — Дьячковский Ким Дмитриевич, к.филос.н., доцент;
  • «Начать пристальное изучение работ Ксенофонта Уткина» — Николаева Евдокия Егоровна, член Союза журналистов РФ, лауреат премии «Золотое перо».

Рассмотрев ключевые вопросы, вынесенные для обсуждения, участники конференции предложили итоговые рекомендации — «символический манифест», некоторые пункты из которого приводим ниже:

  1. Приветствовать инициативы общественности на местах по изучению, пропаганде духовного наследия народов Якутии и рекомендовать государственным органам власти всячески поддерживать данные инициативы.
  2. Констатировать, что современная наука о культуре и человеке является фундаментальным междисциплинарным знанием, от которого во многом зависит развитие современной культуры и творчества, сохранение и освоение исторического наследия, осуществление культурного просвещения и воспитания граждан, функционирование различных институтов, занимающихся культурной деятельностью, формирование информационной среды, повышение культурного уровня населения Якутии, его гражданского самосознания.
  3. Актуальной задачей наук о культуре является нахождении путей по преодолению современной дезинтегрированности социально-гуманитарного и естественно-научного знания, а также дисциплинарной расколотости содержания современного образования.
  4. Считать стратегически важным целенаправленно и системно развивать следующие приоритетные направления:
  • исследование типологии культур Северо-востока России в их этнокультурном и историческом многообразии;
  • осмысление исторически меняющегося места северной и культуры народа саха в глобальном мире, становления и трансформации этнокультурной идентичности;
  • исследование этносимволизма и этносемиотики культур народов Северо-востока России;
  • Столь же стратегически важным следует считать интегративные исследования современной культурной системы Республики Саха (Якутия) и определение способов моделирования, проектирования и прогнозирования национальных и региональных социокультурных практик. В центре подобных исследований должно быть изучение человека как творца и творения культуры, способов формирования нравственной, ответственной, интеллектуальной и творческой личности на основе использования всего актуального потенциала культуры северян.
  • Для динамичного и эффективного развития знаний о культуре северян настоятельно требуется налаживание механизмов по координации и кооперации научных исследований между научно-образовательными центрами во всех районах Якутии (коллективные научные проекты, междисциплинарные конференции, сетевое взаимодействие и т.д.).
  • Необходимо понимание системы образования как важнейшего канала трансляции культуры, как ничем не заменимого способа социализации личности, как наиболее эффективного механизма целенаправленного внедрения знаний и ценностей в массовое общественное сознание. Для этого проводить работу по пропаганде научных работ и художественного творчества среди студентов ЯГСХА, СВФУ, АГИиК, проводя это через различные формы, включая чтения, конкурсы чтецов и т.п.
  • Обратиться в Министерство образования РФ и Министерство культуры РФ с предложением в целях реализации основных направлений государственной образовательной и культурной политики рассмотреть возможность включения в учебные программы социально-гуманитарных дисциплин ссузов и вузов Республики Саха (Якутия) тематических разделов, посвященных важной части мирового культурного наследия — истории и культуры народов Северо-востока России.
  • Ходатайствовать перед органами исполнительной власти об учреждении Государственной премии РС (Я) в области духовной культуры имени профессора К.Д. Уткина.
  • Создать при Научной библиотеке ЯГСХА фото и видео- фонд имени профессора Ксенофонта Уткина.
  • Продолжить издание культурологичекого журнала «Тускул».
  • Ко Дню Песни выпустить издание книги «Философское видение в песенном творчестве народа саха», назначить ответственным за выпуск А.К. Калининского.
  • Присвоить имя профессора К.Д. Уткина одному из крупных алмазов, добытых в Нюрбе.
  • Исследовать созвучность и сопричастность научных работ профессора К.Д. Уткина с идеями и взглядами мыслителя-философа, основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского.
  • Издать сборник материалов данной конференции, отразив ее в реестре РИНЦ, а также рекомендовать участникам конференции широко распространять ее материалы среди ученых, педагогов, культурных деятелей, всех заинтересованных представителей общества.
  • Начать подготовку монографии по его творчеству, посвященную 85-летию Ксенофонта Уткина.

При организационном участии преподавателей Департамента по экономико-правовому и гуманитарному образованию ЯГСХА, сотрудников Научной библиотеки им. К.Д. Уткина ЯГСХА под руководством С.Г. Тытыгынаевой, подготовивших к мероприятию прекрасный уголок профессора, мероприятие состоялось и наметило новые события по развитию гуманитарных технологий в нашей республике.