^Вверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Год волонтера в России

Год занятости РС(Я)

Версия для слабовидящих

Колонка активности сайта

101922
Сегодня
Текущий месяц
За все время
230
5205
101922

Шаблоны Joomla здесь

Манифест о культуре: в Якутском агровузе прошли Уткинские чтения — 2017

23 марта 2016 г. в Якутске прошла научно-практическая конференция «Уткинские чтения — 2017». В проведении данного мероприятия организационную и материальную помощь оказало руководство ФГБОУ ВО «Якутская ГСХА» в лице ректора Ивана Слепцова.

 

В разработке и обсуждении избранного для конференции круга вопросов приняли участие порядка пятидесяти ученых, молодых исследователей, студентов ЯГСХА и СВФУ им. М.К. Аммосова и представителей общественности.

Работа конференции прошла в рамках следующих направлений:

  • Философия в пространстве современной национальной культуры, ее культурно-цивилизационное значение.
  • Этнопедагогика и педагогика на Северо-востоке России: современное состояние и перспективы развития.
  • Технологии современного духовного производства.
  • Традиции и инновации в ссузовском и вузовском образовании.
  • Язык и культура.

Участниками обсуждения было отмечено, что в настоящее время идеи К.Д. Уткина обновили исследовательскую оптику широкого спектра наук о культуре и человеке Севера, подняли на новый уровень систематизацию и генерализацию знания о культуре традиционного общества, о человеке в созданном им мире северной культуры, обеспечили теоретической базой развитие современных культурных практик и проектирование новых культурных форм и реалий во всём пространстве материальной, духовной и художественной культуры Республики Саха (Якутия).

Его творческая личность по сути символизирует важный этап завершения «Якутского просвещения», ставит логическую точку в основании изменившейся ментальности культуры, способной к саморефлексии, самоидентификации в широком культурном контексте общественного сознания. Ксенофонт Уткин осуществил культурологическую рефлексию по поводу состояния «ренессанса и оттепели в этнокультуре», завоевания этнической культурой позиции перехода от состояния премодерна к модерну в социокультурном пространстве российской действительности, став лично источником этого «этнокультурного ренессанса». Будучи погруженный в пространство указанного перехода, он стал живым проводником культурного бытия указанного процесса, ведя важную и объемную просветительскую и пропагандистскую работу в журналистике и публицистике.

Гуманитарные практики в его творчестве разносторонни, ибо отрывают поисковый горизонт мысли культуры о себе самой, предлагающей спектр гуманитарных инноваций для осмысления стремительных изменений ментального строя жителя Якутии. В этом аспекте деятельности он предложил новаторские подходы, широту взглядов и интуицию, наметив ориентиры и выявив в них проблемные задачи.

Ксенофонтом Уткиным положена локальная традиция усиления преобразовательного потенциала гуманитарных наук. Он реально стал новатором практического воплощения гуманитарных технологий на примере национального праздника ысыах, организованных им музеев и духовных центров, творческих произведений в сфере искусства и много другого.+

Научную и просветительскую деятельность Ксенофонта Дмитриевича Уткина можно назвать – рефлексией через призму культуры по поводу фундаментального разлома социальной реальности, поделившей ее на два типа. Вся его «разножанровая» творческая активность стала сознанием указанного пограничья со всеми вытекающими особенностями интересов и проблемных вопросов вырастающих на нем.

Ксенофонт Дмитриевич Уткин продолжил системообразующую работу о месте якутской ойкумены в пространстве мировой культуры, проделывая широкий компаративистский анализ с мифологическими и религиозными учениями Востока, решая двуединую методологическую задачу отхода от однобокости европоцентристского историко-культурного подхода и нахождения в якутской мифологии прото- и предфилософских оснований.

На конференции были представлены выступления, отражающие живой образ человека и ученого, его научные изыскания. Отметим лишь некоторых из докладчиков:

  • «В поисках Искомого» — Захарова Айталина Афанасьевна, руководитель Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия, заслуженный работник культуры РС (Я);
  • «О работе и творчестве профессора Ксенофонта Уткина» — Павлова Александра Иннокентьевна, профессор, директор ИДПО ЯГСХА;
  • «Семь тезисов к творческому вкладу К.Д. Уткина» — Пудов Алексей Григорьевич, руководитель ДЭПиГО, доцент ЯГСХА;
  • «Школа мудрости и педагогика Добра профессора К.Д. Уткина» — Гагарина Кюннэй Егоровна, к.п.н., руководитель Центра научно-методической и информационно-адаптивных технологий ГБПОУ РС (Я) «РТИП и МСРИ», лауреат государственной премии РС (Я);
  • «Поэт үрдүк анала» — Окорокова Варвара Борисовна, д.филол.н., профессор СВФУ им. М.К. Аммосова;
  • «Ыллыыр ырыабыт ылбаҕайын тухары…» — Калининский Алексей Кириллович, заслуженный работник культуры, композитор-мелодист, руководитель клуба «Дьуhуй»;
  • «Моя память о родном брате» — Уткина Татьяна Дмитриевна, Отличник образования РС(Я), почетный работник образования РФ, Почетный гражданин Нюрбинского улуса;
  • «Обобщение научного творчества К.Д. Уткина» — Дьячковский Ким Дмитриевич, к.филос.н., доцент;
  • «Начать пристальное изучение работ Ксенофонта Уткина» — Николаева Евдокия Егоровна, член Союза журналистов РФ, лауреат премии «Золотое перо».

Рассмотрев ключевые вопросы, вынесенные для обсуждения, участники конференции предложили итоговые рекомендации — «символический манифест», некоторые пункты из которого приводим ниже:

  1. Приветствовать инициативы общественности на местах по изучению, пропаганде духовного наследия народов Якутии и рекомендовать государственным органам власти всячески поддерживать данные инициативы.
  2. Констатировать, что современная наука о культуре и человеке является фундаментальным междисциплинарным знанием, от которого во многом зависит развитие современной культуры и творчества, сохранение и освоение исторического наследия, осуществление культурного просвещения и воспитания граждан, функционирование различных институтов, занимающихся культурной деятельностью, формирование информационной среды, повышение культурного уровня населения Якутии, его гражданского самосознания.
  3. Актуальной задачей наук о культуре является нахождении путей по преодолению современной дезинтегрированности социально-гуманитарного и естественно-научного знания, а также дисциплинарной расколотости содержания современного образования.
  4. Считать стратегически важным целенаправленно и системно развивать следующие приоритетные направления:
  • исследование типологии культур Северо-востока России в их этнокультурном и историческом многообразии;
  • осмысление исторически меняющегося места северной и культуры народа саха в глобальном мире, становления и трансформации этнокультурной идентичности;
  • исследование этносимволизма и этносемиотики культур народов Северо-востока России;
  • Столь же стратегически важным следует считать интегративные исследования современной культурной системы Республики Саха (Якутия) и определение способов моделирования, проектирования и прогнозирования национальных и региональных социокультурных практик. В центре подобных исследований должно быть изучение человека как творца и творения культуры, способов формирования нравственной, ответственной, интеллектуальной и творческой личности на основе использования всего актуального потенциала культуры северян.
  • Для динамичного и эффективного развития знаний о культуре северян настоятельно требуется налаживание механизмов по координации и кооперации научных исследований между научно-образовательными центрами во всех районах Якутии (коллективные научные проекты, междисциплинарные конференции, сетевое взаимодействие и т.д.).
  • Необходимо понимание системы образования как важнейшего канала трансляции культуры, как ничем не заменимого способа социализации личности, как наиболее эффективного механизма целенаправленного внедрения знаний и ценностей в массовое общественное сознание. Для этого проводить работу по пропаганде научных работ и художественного творчества среди студентов ЯГСХА, СВФУ, АГИиК, проводя это через различные формы, включая чтения, конкурсы чтецов и т.п.
  • Обратиться в Министерство образования РФ и Министерство культуры РФ с предложением в целях реализации основных направлений государственной образовательной и культурной политики рассмотреть возможность включения в учебные программы социально-гуманитарных дисциплин ссузов и вузов Республики Саха (Якутия) тематических разделов, посвященных важной части мирового культурного наследия — истории и культуры народов Северо-востока России.
  • Ходатайствовать перед органами исполнительной власти об учреждении Государственной премии РС (Я) в области духовной культуры имени профессора К.Д. Уткина.
  • Создать при Научной библиотеке ЯГСХА фото и видео- фонд имени профессора Ксенофонта Уткина.
  • Продолжить издание культурологичекого журнала «Тускул».
  • Ко Дню Песни выпустить издание книги «Философское видение в песенном творчестве народа саха», назначить ответственным за выпуск А.К. Калининского.
  • Присвоить имя профессора К.Д. Уткина одному из крупных алмазов, добытых в Нюрбе.
  • Исследовать созвучность и сопричастность научных работ профессора К.Д. Уткина с идеями и взглядами мыслителя-философа, основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского.
  • Издать сборник материалов данной конференции, отразив ее в реестре РИНЦ, а также рекомендовать участникам конференции широко распространять ее материалы среди ученых, педагогов, культурных деятелей, всех заинтересованных представителей общества.
  • Начать подготовку монографии по его творчеству, посвященную 85-летию Ксенофонта Уткина.

При организационном участии преподавателей Департамента по экономико-правовому и гуманитарному образованию ЯГСХА, сотрудников Научной библиотеки им. К.Д. Уткина ЯГСХА под руководством С.Г. Тытыгынаевой, подготовивших к мероприятию прекрасный уголок профессора, мероприятие состоялось и наметило новые события по развитию гуманитарных технологий в нашей республике.